Вопросы и ответы
За что сейчас блокируют счета налоговики и банки?
Прочитайте и сохраните для себя табличку с советами на случай, если налоговики заблокировали счет или банкиры отключили Клиент Банк.
Причины, по которым налоговики блокируют счета компании
Когда могут заблокировать счет |
Как разблокировать счет |
Подробности |
---|---|---|
Организация не сдала налоговую декларацию, 6-НДФЛ или расчет по взносам, и со срока сдачи прошло 10 рабочих дней |
Отправьте в инспекцию декларацию, 6-НДФЛ или расчет по взносам. На следующий рабочий день налоговики должны принять решение о разблокировке (подп. 1 п. 3.1, п. 3.2 ст. 76 НК). Инспекторы направляют его в банк в течение следующего рабочего дня (п. 4 ст. 76 НК) |
Инспекторы не вправе блокировать счет, если компания не сдала: |
Налоговики не заметили, что компания сдала декларацию, 6-НДФЛ или расчет по взносам вовремя |
Передайте налоговикам документы, которые подтверждают, что компания сдала отчетность. Например, опись вложения и чек почты |
Не отправляйте декларацию повторно. Иначе налоговики оштрафуют компанию за просрочку минимум на 1000 руб. (ст. 119 НК) |
Инспекторы не учли, что компания не обязана сдавать декларацию, и решили, что она не отчиталась |
Письменно сообщите налоговикам, что компания не должна сдавать декларацию |
Бывает, что инспекторы блокируют расчетные счета компаний, которые перешли на упрощенку или ЕНВД, за несдачу деклараций по НДС и налогу на прибыль |
Компания сдала декларацию по НДС на бумаге |
Направьте электронную декларацию через спецоператора |
Декларация по НДС на бумаге считается несданной (п. 5 ст. 174 НК). Инспекторы вправе заблокировать счет, если компания не отправит электронную декларацию в течение 10 рабочих дней после срока сдачи (п. 3 ст. 76 НК) |
Организация правомерно сдала декларацию по НДС на бумаге, а налоговики решили, что это нарушение |
Сообщите налоговикам, что у вас есть право сдавать декларацию на бумаге |
Компания на спецрежиме, которая отчитывается по НДС как налоговый агент и не является посредником, вправе сдать декларацию на бумаге (п. 5 ст. 174 НК) |
Компания, которая обязана отчитываться электронно, не отправила в инспекцию квитанцию о приеме требования или уведомления |
Направьте квитанцию о приеме документа. На следующий рабочий день налоговики обязаны принять решение об отмене блокировки. Либо выполните требование налоговиков — сдайте документы, пояснения или направьте в инспекцию представителя компании. На следующий рабочий день налоговики должны принять решение о разблокировке счета (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК) |
Налоговики вправе заблокировать счет, если компания не направила квитанцию о приеме требования о представлении документов, пояснений или уведомления о вызове в инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК) Направить квитанцию о приеме компания должна в течение шести рабочих дней с даты, когда инспекция отправила требование или уведомление (п. 5.1 ст. 23 НК). После того как этот срок прошел, у налоговиков есть 10 рабочих дней, чтобы заблокировать счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК) |
Компания, которая должна отчитываться электронно, не подключилась к электронному документообороту с инспекцией |
Заключите договор с оператором и получите сертификат ключа электронной подписи. Или поручите получать документы представителю, у которого есть договор с оператором и ключ подписи (подп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 НК) |
Обеспечить получение электронных документов нужно в течение 10 рабочих дней после того, как у компании появилась обязанность отчитываться электронно (п. 5.1 ст. 23 НК). Иначе налоговики заблокируют расчетный счет (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК). ФНС поручила налоговикам предупреждать компанию о блокировке не меньше чем за пять рабочих дней (письмо ФНС от 29.06.2016 № ЕД-4- 15/11597) |
Компания не заплатила налог или взносы, пени, штраф по требованию налоговиков |
Можно ничего не предпринимать. Банк сам спишет недоимку со счета, и налоговики его разблокируют (п. 8 ст. 76 НК). Либо можно узнать в банке, получил ли он инкассовые поручения. Если нет, то компания может оперативно уплатить налоги, пени и штрафы, которые указаны в требовании. Затем передайте налоговикам выписку по счету, чтобы они не списали деньги еще раз |
Если налоговики заблокировали несколько счетов и общий остаток на них превышает сумму, указанную в решении о блокировке, можно разблокировать часть счетов. Сдайте заявление об отмене блокировки. Укажите те счета, на которых достаточно денег для уплаты недоимки, а также счета, которые вы просите разблокировать. Приложите выписки банка. В течение двух рабочих дней инспекторы примут решение о разблокировке (п. 9 ст. 76 НК) |
Инспекторы доначислили налоги по итогам проверки и запретили компании отчуждать имущество |
Уплатите недоимку, пени и штрафы, которые указаны в решении по проверке. Или можно попросить налоговиков заменить блокировку банковской гарантией, залогом или поручительством (п. 11 ст. 101 НК) |
Инспекторы вправе заблокировать счет, если решение по проверке еще не вступило в силу. При этом стоимость имущества в бухучете меньше суммы недоимки, пеней и штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК, определение Верховного суда от 14.04.2015 № 305-КГ14-5758). Счет заблокируют на сумму превышения доначислений над стоимостью имущества |
Причины, по которым банкиры отключат Клиент Банк
За что могут отключить Клиент Банк |
Как решить проблему |
Подробности |
---|---|---|
Компания платит мало налогов |
Поясните банку, почему компания платит незначительную сумму налогов. Например, вы перечисляете основную сумму со счетов в других банках. Чтобы у банкиров не было вопросов, можно перевести все налоговые платежи в этот банк |
Банки могут отслеживать клиентов, у которых сумма налогов не превышает 0,9 процента от поступлений по счету (Методические рекомендации, утв. ЦБ 21.07.2017 № 18-МР). Но конкретные банки для контроля часто устанавливают свой лимит, который выше рекомендованного. Например, 1 или 1,5 процента |
Организация перечисляет в бюджет мало НДФЛ |
Для банка можно составить пояснения, аналогичные тем, которые компании готовят для зарплатной комиссии в налоговой инспекции. Например, платежи в бюджет по НДФЛ снизились, так как компания перевела часть работников на неполное рабочее время |
У банка будут вопросы, если компания не перечисляет НДФЛ со счета, эти платежи незначительны или сумма налога не соответствует среднесписочной численности работников компании (Методические рекомендации, утв. ЦБ 21.07.2017 № 18-МР) |
В ЕГРЮЛ недостоверный адрес компании |
Зарегистрируйте в ЕГРЮЛ фактический адрес компании. Сообщите об этом банку |
Банки также проверяют, находится ли компания по тому адресу, который указала в договоре. Условие о том, что компания должна сообщать достоверный адрес, банки включают в договор банковского счета. Если компания нарушает это условие, банк может расторгнуть договор в судебном порядке (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК). Либо банк может не закрывать счет, а заблокировать Клиент Банк |
Компания проводит по счету нетипичные операции |
Поясните банку, почему у компании появились нетипичные операции. Часто это связано с тем, что компания стала вести новый вид деятельности. Приложите к пояснениям выписку из ЕГРЮЛ с новым видом деятельности, бизнес-планы, договоры с контрагентами, первичку — товарные накладные, акты приемки-сдачи работ или услуг и др. |
Пример нетипичных операций — компания занимается оптовой торговлей, но получает на счет выручку за услуги или работы. Либо компания проводит сложные сделки — цессия, ценные бумаги, переводы иностранным организациям и т. п. |
У организации нестабильная выручка |
Поясните, почему выручка нестабильна. Приложите выписку из ЕГРЮЛ с кодами ОКВЭД, договоры с покупателями и др. |
Нестабильная выручка бывает, например, у компаний с сезонной деятельностью |
Розничная компания сдает в банк наличную выручку в незначительных объемах |
Если часть выручки компания сдает в другой банк, поясните это банкирам. Банк может запросить документы, которые подтверждают размер наличной выручки, а также документы, связанные с безналичными поступлениями от контрагентов — договоры, акты. Безопаснее предоставить эти документы |
Банк может отключить Клиент Банк, если при незначительных объемах выручки, сданной в банк, на счет поступают платежи по договорам оказания услуг, займа, агентским договорам и т. д. В этом случае банкиры заподозрят обналичку. То есть что часть наличной выручки компания передает заказчикам обналички (Методические рекомендации, утв. ЦБ 04.12.2015 № 35-МР) |
Организация проводит запутанные операции или сделки, у которых нет очевидной деловой цели |
Поясните цель сделок. Например, компания предоставила заем постоянному контрагенту. Хотя по займу компания не получает процентов, но в целом сотрудничество с контрагентом выгодно. Поясните это банку |
Например, к сделкам без очевидной деловой цели банкиры относят беспроцентные займы, ведь компания не получает по ним доходов |
Компания проводит по счету нерегулярные и транзитные операции |
Объясните банку, с чем связаны нерегулярные или транзитные расчеты. Например, компания использует счет в основном для текущих расходов, но некоторым покупателям удобно перечислять оплату на этот счет. Из-за этого на него иногда поступают крупные суммы. Сразу потратить поступления компания могла, например, потому что деньги понадобились для расчетов с другими контрагентами. Подтвердить это можно договорами, счетами |
Операций то много, то очень мало. Например, обычно компания перечисляет со счета только арендную плату, коммуналку, другие текущие расходы на сумму не более 3 млн руб. в месяц. Затем поступают крупные суммы, которые компания тут же расходует. После этого компания проводит только текущие платежи (Методические рекомендации, утв. ЦБ 13.04.2016 № 10-МР). Либо компания использует счет регулярно, но есть транзитные операции, когда поступившие суммы компания в течение одного-двух дней переводит контрагентам или на счета физлиц |
Организация стала активно использовать счет, раньше операций по нему почти не было |
Поясните банку, с чем связано активное использование счета |
Например, расчетный счет раньше был резервным, а сейчас компания решила использовать его как основной |
Источник: buhonline.ru
Все вопросы